В Польше работает все больше казахов, киргизов и узбеков
Среди иностранцев, работающих в Польше, преобладают украинцы – и сложно представить, что это скоро изменится. Тем не менее эксперты отмечают, что в Польшу приезжает все больше работников из других постсоветских стран.
Легализация иностранцев в Польше
На начало 2023 года ZUS перечислили почти 320 тыс. иностранцы из других стран, кроме Украины. Это более 70 тысяч. больше, чем в 2022 году.
На 84% процентов того времени возросло количество граждан Грузии, работающих в Польше (до 32,2 тыс.), на которых распространяется упрощенная процедура легализации пребывания и работы в Польше.
Также отмечает, что ясно видно, что в Польшу приезжает все больше граждан Узбекистана и Казахстана. Их трудоустройство уже связано со сложными визовыми процедурами.
И так в конце четвертого квартала 2022 года в реестрах ZUS было более 3 тысяч узбеков, что более чем вдвое больше, чем годом ранее, и почти 2,6 тыс. казахов больше чем на треть больше года назад.
Граждане Казахстана и Узбекистана пользуются правами иностранцев в Польше без ограничений на общих европейских нормах. В 2023 г. можно ожидать еще больше работников из этих стран в Польше. Ведь Казахстан и Узбекистан это очень большие страны по европейским меркам, а у их жителей сейчас есть ограниченные возможности зарабатывать деньги в России из-за санкций Запада в отношении этой страны.
Жителей Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана интересуют поездки в Польшу
Среди них есть те, кто имеет польские корни, все желающие могут приехать в Польшу на ГСМ. Преимущественно новые граждане РП приходили на встречи, организованные Фондом «Помощь полякам на Востоке», где они могли узнать курсы польского языка и возможность репатриации в Польшу.
Количество поляков только в Казахстане оценивается примерно в 30 тысяч. Чаще это те, чьи предки были отправлены туда в 1930-1940-х годах. Мало кто говорит по-польски – годами их преследовали за национальное происхождение, а также боролись против католической церкви, которая для многих была неотъемлемой частью польскости.
Отец Гжегож Бурдынский из Конгрегации Отцов Мариан, работающий в Караганде уже 12 лет, подчеркивает, что сначала большинство его прихожан были выходцами из Польши. Сейчас около 40 процентов.
– 12 лет назад в воскресенье на мессу на польском языке приходило больше людей, чем на русском. Теперь все наоборот, говорит он. Поэтому даже на воскресной мессе на польском языке два чтения и проповедь на русском, но годы преследований за происхождение или религию прошли.
В столице Казахстана Астане, которая недавно, последние несколько лет, называлась Нур-Султан в честь первого президента Нурсултана Назарбаева, польский язык можно изучать – среди прочих – в младшей школе №5. Этой возможностью пользуются около 160 человек как взрослых, так и детей.
Среди них и Александра, которая говорит, что хочет уехать в Польшу, чтобы дать детям лучшее образование.
– У нас есть дети, и мы думали, что образование в Европе лучше, чем здесь, в Казахстане, – добавляет он.
Поэтому она решила принять участие во встрече с экспертами Фонда «Помощь полякам на Востоке», которые в рамках проекта «Репатриация шаг за шагом» в начале сентября говорили в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане о возможности репатриации в Польшу и бесплатном онлайн обучении польскому языку. Встречи прошли в 22 городах, включая Астану, Алматы, Караганду, а также Ташкент и Бишкек.
Смешанная польская кровь
Смешанная кровь – это нечто естественное в Азии. За годы Советского Союза были смешаны браки среди народов СССР, этому способствовала советская политика, которая хотела сделать образцовыми советских граждан, которые ежедневно пользуются только русским языком и забывают о своих корнях. Место для национальных традиций могло быть на сцене дома культуры.
Вице-президент польской ассоциации из Темиртау Вера Базанова по происхождению россиянка, но увлекается польской культурой и языком. Он видит Польшу как страну, где большое уважение к родственным и религиозным связям, а также большой патриотизм.
– Вся моя семья живет в России, и я никогда не хотел там жить. Я даже отдала дочь в Польшу, в гимназию, – отмечает она. Многие славянские жители Казахстана повторяют истории о своих друзьях или двоюродных братьях и сестрах, уехавших в Россию и затем вернувшихся. Им часто давали понять, что они чужие, и в конце концов смирились, чувствуя себя поляками в Казахстане среди казахов лучше.