Потребление мяса в мире все еще остается очень высоким, но при этом продажи растительной продукции, включая мясные эквиваленты, растут рекордно. Согласно данным Bundesinformationszentrum Landwirtschaft (BZL/Федерального информационного центра сельского хозяйства), в прошлом году в Германии приходилось около 52 килограммов мяса на душу населения, что означает растущий спад еще один год подряд.

Thank you for reading this post, don't forget to subscribe!

Между тем, анализ, проведенный Институтом доброй пищи (GFI) в 13 странах ЕС, показал, что продажи продуктов растительного происхождения выросли на 22 процента между 2020 и 2022 годами, достигнув 5,7 миллиарда евро. По данным GFI, продажи растительной пищи в Германии выросли на 11 процентов, что сделало страну самым большим таким рынком в Европе.

Дизайнеры не перестают работать над едой будущего.

Лабораторное мясо, напечатанная посуда, деревянные макароны, чипсы с медузами или гамбургеры с сверчком, запросы водорослями в съедобной бутылке? Польша была оценена как рынок с быстрым ростом спроса; Быстрее всего для растительных продуктов, заменяющих молочные продукты, особенно растительное молоко (уже 10 процентов всего рынка молока).

В то же время, растительные заменители – далеко не все предложения для тех, кто хочет отказаться от мяса. Давайте посмотрим несколько примеров того, как инженеры и дизайнеры, борющиеся с вредными для климата факторами и отходами, видят будущее пищи.

Лабораторное мясо

Вегетарианцы имеют эквивалент мясных продуктов, изготовленных, например, из соевых бобов, риса или фасоли. А для тех, кому трудно проститься с животным белком, лабораторное мясо, которое еще называют in vitro или без жестокости, вскоре может стать широко доступным.

Однако последний термин является спорным. Получение мяса in vitro – это тканевая инженерия, которую мы знаем из медицины и выращивания трансплантатов кожи для пострадавших от ожогов. В случае мяса мышечные стволовые клетки, взятые у живых животных, культивируют в среде, где они развиваются в мышечных волокнах. Биопсия болезненна, но не смертельна, за исключением одного случая: когда кровь (включая сыворотку фактора роста) принимают у живых эмбрионов телят. Ученые работают над питательными средами без этого ингредиента, но сейчас они очень дорогие.

Кстати, пионером введения лабораторного мяса в магазины является Сингапур, где т.н. «Искусственное мясо» было распространено в отдельных супермаркетах еще в 2020 году. Кроме того, не исключено, что куриное мясо in vitro скоро станет доступным в США. Управление по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) заявило, что «больше вопросов безопасности продукта нет» и дало ему зеленый свет.

Вездесущие водоросли

В Азии с незапамятных времен водоросли ценились как источник энергии, богатый питательными веществами и белком. В течение нескольких лет водоросли также стали очень популярны в Европе как суперпродукт (например, хлорелла и спирулина), что означает, что они обеспечивают много ценных питательных веществ и являются отличным дополнением к ежедневному рациону.

Водоросли практически везде; добавляют в коктейли, смузи и другие напитки, из них готовят апельсин. Их запекают во вкусном хлебе, гамбургерах или как хрустящую низкокалорийную закуску.

Более того, в рамках борьбы с потоком отходов пластиковой упаковки разрабатываются экологичные заменители, также из водорослей. Примером может служить идея исландского дизайнера Ари Джонсона, несколько лет назад показавшего полностью компостную бутылку с водорослями.

Личинки и сверчки на столе

Поедание насекомых не такое редкое явление, как кажется. Более того, у него даже есть название: энтомофагия. Насекомые являются частью рациона более двух миллиардов человек. Саранча, черви и сверчки особенно популярны в Азии и Африке из-за высокого содержания белка и недорогого производства.

Теперь насекомые все чаще встречаются на европейских кухнях как источник белка будущего. Они производят муку, а также закуски (например, чипсы и батончики) и более твердую пищу, такую как гамбургеры или макароны, которые легко приобрести в магазинах здоровой пищи.

Остается преодолеть только ментальный барьер, а все остальное говорит за эти продукты: по вкусу они не отличаются от традиционной еды, и гораздо полезнее. Благодаря своей пищевой ценности их относят к категории “суперфуд”. И вот какие они по вкусу.

Куча еды

Говоря о психических барьерах и чрезвычайно ценных питательных веществах… В течение последней недели дизайна в Эйндховене внимание посетителей, несомненно, привлекла выставка «The Shit Show» – о том, как использовать человеческие отходы в качестве удобрений для производства пищи, чрезвычайно богатых ингредиентами , ценные в сельскохозяйственных культурах

Этот проект является конкретным примером циркулярной экономики, то есть минимизирующей отходы и отходы. Оказывается, биологический материал, ежедневно расходуемый в городах, стекающий вместе с водой, в сельской местности может стать отличной альтернативой традиционному компоста, обычно после соответствующей обработки.

Инициатором является Фидес Лапидер, голландский социальный дизайнер и один из основателей междисциплинарного фонда Stichting Rondgand, целью которого является безопасное и полное использование человеческих отходов для улучшения качества почвы и сельского хозяйства, а также производства энергии.

“Знания есть, технологии тоже, но сдерживает нас менталитет”, – сказала она в одном из интервью.

Чтобы слово стало делом, во время выставки можно было отведать «Синдвич», то есть бутерброды с ингредиентами, выращенными на этом альтернативном компосте. Крекеры, поданные со свеклой и хумусом, были великолепны по вкусу!

Другие кулинарные идеи последних лет

Upprinting Food (разработано Elzelinde van Doleweerd и Vita Broeken / Нидерланды): ежегодно примерно одна треть всей пищи, произведенной в Европе, попадает в отходы через перепроизводство или, например, в случае фруктов и овощей, отклонения в качестве по внешнему виду или перезрелости, чтобы продать их. «Upprinting Food» — это проект, который должен был позволить создавать вкусные и красивые блюда из остатков пищи, превращая их в пасты, пригодные для 3D-принтеров, а затем — для запекания.

Идея придания съедобным останкам новой формы с помощью специально разработанной экологической технологии была также представлена на ярмарке в Валенсии, где подавали «вяленое мясо» с должным образом обработанных плодовых шкурок. Сильно спрессованные и намотанные на рулет, от которого отрезали кусочки для употребления, они очень напоминали мясо, а точнее – ломтики традиционной испанской вяленой ветчины.

Чипсы из медуз: датский гастрофизик (гастрофизика — это гастрономия с научной точки зрения) Ми Торборг Педерсен указала на лунную медузу как на потенциальный источник пищи, живущий среди других у берегов Дании. Они нетоксичны, их легко поймать. Датский гастрофизик предлагает перерабатывать их в хрустящие чипсы. По ее словам, чипсы медузы быстро растворяются на языке, оставляя слегка солоноватый вкус.

Целлюлозная лапша: Несколько лет назад базирующаяся в Осаке японская текстильная компания Omikenshi вышла на пищевую промышленность, поставляя не только ткани, но и целлюлозную лапшу на основе древесной массы. Чтобы превратить целлюлозный материал в съедобную муку, его сочетали с коньяком (многолетняя трава) в процессе производства для получения нежирной и безглютеновой пасты.

Съедобная упаковка из комбучи: материал, который называется скоби (симбиотическая культура бактерий и дрожжей), представляет собой мембрану, выращенную из бактерий и дрожжей, создаваемую в процессе брожения. После сушки его можно использовать в качестве упаковки для сухих продуктов, таких как орехи и другие закуски. И тогда такая упаковка попадает не на помойку, а в желудок как вполне съедобная!

Это всего несколько примеров из растущей коллекции подобных проектов. Кто выживет, кто нет, а будущее других висит на волоске, поскольку они все еще находятся на стадии исследования. Важнейшим, однако, является то, что такие исследования четко показывают суть дизайна, задача которого состоит в решении проблем, особенно во взаимодействии с разными отраслями науки.

По материалам dw.com